Сергей Прохоров: «Контроль выбросов транспорта требует комплексного подхода»
Заместитель председателя комиссии по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию Сергей Прохоров на заседании Думы Тольятти 21 ноября по поводу направления обращения в областной парламент и Правительство РФ с предложением о наделении ГИБДД полномочиями по контролю содержания вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств на дорогах убедил коллег не торопиться с принятием такого решения.
Упомянутая инициатива о наделении органов ГИБДД полномочиями по оперативному контролю выбросов автомобильного транспорта предварительно была рассмотрена комиссией по городскому хозяйству и получила одобрение депутатов, входящих в состав комиссии. Статистика от 2015 года свидетельствовала, что порядка 65% загрязнения воздуха в Тольятти приходилось именно на транспорт. Особенно коммерческий и грузовой. Уверенности в том, что нужно что-то предпринимать добавляли сомнения депутатов в эффективности существующей системы государственного техосмотра транспорта. Вопрос о принятии обращения был вынесен на голосование, однако не получил большинства голосов депутатского корпуса Думы. Свою позицию депутат Сергей Прохоров изложил коллегам предельно убедительно:
— Я 30 лет занимаюсь испытаниями, это предмет, который я знаю очень хорошо. С вашего разрешения доведу информацию о том, что такое замер выбросов на автомобиле. Первое, что влияет на выбросы – техническое состояние автомобиля. Второе – применяемые масла и топливо. Третье – температурный режим двигателя. Не при всякой температуре можно получить объективный результат замеров. Условия и методика, по которой должны производиться измерения четко прописаны в соответствующем ГОСТ 33997, однако эти условия можно выполнить при контроле на оборудованных центрах по проведению технического осмотра и сложно на дорогах общего пользования. Наконец, чтобы оценить достоверность проведённых замеров любой автолюбитель должен иметь право обратиться в независимую лабораторию, которая должна работать круглосуточно.
Эта ситуация схожа с проверкой употреблял ли водитель алкоголь. Когда останавливают и обвиняют том, что он нетрезв, любой водитель может сразу отправиться в медицинское учреждение, сдать анализ крови и доказать свою правоту. Что будет делать водитель в случае обнаружения повышенных выбросов на его автомобиле? Куда ему обратиться? Здесь коррупционная составляющая, о которой говорил глава города Сергей Анташев, это далеко не первоочередной фактор. Важно понять – кого, в первую очередь, затронут такие проверки. Явно не водителей «лексусов» и «ягуаров».
Когда мы вводим какую-то норму, мы должны понимать, как она может быть реализована. На сегодняшний день, в первую очередь, необходимо наводить порядок с техосмотром, с качеством топлива на заправочных станциях. Контроль выбросов транспорта требует комплексного подхода, государство сейчас на федеральном уровне этим озабочено. Уже прошёл первое чтение проект закона, который предусматривает, что все транспортные средства будут проходить более тщательный осмотр с фиксацией процесса, внесением в единую электронную базу и т.д. В зависимости от категории транспорта будет изменена и периодичность проведения техосмотра, в частности, для грузовиков и пассажирских автобусов. Могу с юмором привести такую аллегорию: «Чтобы мухи не попадали в комнату, нужно поставить сетку на окно, а не бегать с хлопушкой за каждой летающей мухой».
Предлагаю более внимательно рассмотреть данный вопрос. Направлять обращение, не имея обеспечения под выполнение этой задачи, на мой взгляд, крайне опасно. В случае необходимости готов пригласить на заседания профильного комитета ведущего специалиста в данной области из научно-технического центра г. Тольятти.
PS. Депутаты Думы г.о. Тольятти продолжат работу в этом направлении. В протокол заседания была внесена соответствующая рекомендация председателю Думы по созданию рабочей группы по вопросу контроля за уровнем вредных (загрязняющих) веществ, содержащихся в отработанных газах автотранспортных средств, на городских автомагистралях в условиях дорожного движения.