Женщинам на заметку:

В каких случаях уместно извиниться, просить прощения или выражать сожаление?

В каких случаях уместно извиниться, просить прощения или выражать сожаление?

В каких ситуациях уместно извиниться, а в каких – просить прощения или выразить сожаление? Большинство не понимает различия и тонкостей этих понятий. Рассмотрим их в этой статье.

Извиняться уместно, когда поступок случайный. Когда получилось что-то неумышленно. Ошибся, неверно понял, поступил импульсивно, не подумав, по привычке и т.п. Хочется устранить недоразумение. Извиняться — это когда ты рассчитываешь на понимание. Что ты все объяснишь, и тебя поймут, улаживаешь недоразумение. Ведь причиной всему — случайность, ошибка.

Иногда нужно не извиняться, а выражать сожаления. Тогда, когда извиняться неуместно, т.к. что-то делал вполне сознательно и именно то, что хотел, но это повлекло такие последствия, которые сам не ожидал. Если поступок был взвешен и рассчитан (или совершался систематически), извиниться за него невозможно. Можно лишь сожалеть о последствиях, которых надеялся избежать.

После сожалений можно попросить прощения, если степень раскаяния достаточно велика, чтобы пересмотреть свое поведение в корне. Но если так делать не собираешься, достаточно просто сожалений. Тут очень важен вопрос, по какому поводу извиняться. Извиниться за случайный косяк — это норма. Извиниться за то, что у тебя другое понимание ситуации? — Увольте! Только лишь выразить сожаление.

Точно то же касается принятия извинений. Умный вполне понимает, где ваш поступок случайный, а где осознанный. Поэтому в таких случаях умный человек может ответить: «тут не за что извиняться». Почему не за что? — Потому что это был не случайный поступок, а осознанный.

Просить прощения — нечто иное, чем извиняться, или выражать сожаление. Просить прощения — это просить о милости быть прощенным. У того, кто пострадал по твоей вине. Быть прощенным или не быть, это не так важно, как попросить об этом. Это означает позицию смирения, когда ты просишь о милости, на нее не рассчитывая. А просто отдаешь себя в руки другого, давая ему волю простить тебя или нет.

Естественно, просить прощения у врага, это приговорить себя к унижению, боли и мести. Обычно просят прощения у очень близких, или того, кого сильно обидел. Но не у тех, кто тебе враждебен. Хотя христианство простирается дальше за эти пределы, предлагая возлюбить даже врага своего. Но тогда лучше просить прощения у Бога. Потому что, по большому счету, прощение не может быть даровано человеком, т.к. суть не в прощении, а в покаянии. Это внутренний душевный процесс. Причем для того, кто прощает — тоже. Поэтому просить о прощении можно, ожидать его — нет. Потому что его нельзя получить, его можно только дать.

В общем, это элемент культурного кода, который, если правильно понимаешь, не ошибешься, и верно себя поведешь. И в рамках этого культурного кода, умный (перед которым накосячили) вполне различает, когда другому уместно принести сожаления, извиниться или надо просить прощения.

Но большинство, не понимает разницу, когда адекватно то, или другое, или третье. И пытается извиняться за то, где было бы уместнее сожалеть и просить прощения (надеясь обмануть другого, выдавая намеренное поведение за случайное), пытается получить прощение с гарантией, хотя на самом деле прощение является милостью, а не обязательной программой.

Поэтому смотрим и наблюдаем, соблюдает ли вторая сторона верный культурный код. И если идет его нарушение — значит чел не искренен. Т.к. этот код устроен так, что ограничивает виноватую сторону в средствах влияния, когда вина на ее стороне.

Когда виновный пытается переложить часть своей вины или ответственности за последствия на вторую сторону, то это тоже нарушение культурного кода.

Та сторона, перед которой извиняются, выражают сожаление, или перед которой просят прощения, тоже может вести себя грубо, нарушая культурный код. Например, может использовать прощение как кнут и пряник. Но, как я написал выше — прощение не может являться индульгенцией, оно не извиняет виноватого. Только Бог может простить. Когда человек прощает — это его внутренний процесс. Он избавляется от собственной враждебности и мести, освобождает свою душу от груза. А не дарит индульгенцию виноватому.

Когда человек извиняет, это значит, он понимает, что вина случайна. И если он понял, то извинит. А если понял (или не захотел понять), но не извинил – значит, он просто желает мести и отыгрывает свои примативные инстинкты. Перед таким нет смысла не только извиняться, но даже выражать ему свои сожаления.

Что касается того, как верно принимать сожаления, тут полная свобода у того, кто их принимает — принимать их, или нет. Когда я выразил сожаления, я готов в общем-то к ответственности за то, что сделал. Но не считаю нужным себя как-то поменять или изменить свою точку зрения, поэтому у меня нет раскаяния по факту причин сложившейся ситуации, и я не прошу прощения. В этой ситуации, я готов принять наказание или бой, в зависимости от того, насколько мое сожаление велико.

Поэтому этически поведение у принимающего сожаления может быть любое, что в голову придет. Ведь это не раскаяние, а всего лишь сожаления. Можно и мстить и т.п., но с оглядкой на то, что чел может спокойно и в обратку ответить.

Не искренний человек обязательно нарушит культурный код, потому что тот так устроен (все-таки веками вырабатывался), чтобы не дать возможность использовать его для манипуляций, если следовать ему точно. Причем это обоюдо-остро для обоих — и приносящего извинения, и принимающего. Тот, кто принимает, тоже может нарушить культурный код. Тогда он тоже не искренен, и пытается возвыситься или манипулировать за счет чужого проступка.

То есть просто анализируешь проступок и решаешь, что согласно культурному коду было бы уместнее: сожалеть, извиняться или просить прощения. Насколько сознательность и степень раскаяния соответствует тому, какое средство применяется в данный момент. И если действия расходятся с культурным кодом — значит чел не искреннен.

Главные параметры, на которые следует обратить внимание, когда рассматриваем соответствие культурному коду:

1. Преднамеренность или непреднамеренность

Если произошло впервые, или явно ненамеренно, то извинений достаточно. То же самое, если это случайность, или человек поступил не подумав. Но если это уже не в первые, или просматривается система такого поведения, то извинения явно не искренние.

2. Степень раскаяния

Т.е. до которой степени человек готов поменять свое поведение, которое привело к проступку. Если степень раскаяния глубокая, то он просит прощения, этим подтверждая, что не желает такое повторять. Если раскаяния нет, и чел менять ничего не собирается, то он должен просто выразить сожаления, что другому сделал своим поступком неприятно. Но в подобной ситуации он продолжит делать то, что делал раньше.

3. Направленность внутрь или вовне

Т.е. насколько чел-ку важно получить прощение или извинение. Или он просто ставит партнера в известность, что ему жаль. Если ему не важно, простят его или нет, и раскаяние невелико, то уместно выразить сожаление. Если проступок был случаен, и человеку жаль, что так вышло, но это было непреднамеренно, то, скорее всего, ему захочется попросить его извинить. Если проступок был не случаен, но чел-ку хочется исправиться, то попросить прощения — самое то, но в этом случае попросить прощения — это акт внутренний, а не внешний, неважно простят его или нет.

Читайте также
Поделиться в VK Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter Поделиться в ЖЖ Поделиться в ММ Поделиться в Одноклассниках

11.10.2017 17:34 | Наталья Шилова

Поиск:

Поиск
Лента последний новостей
Сила красоты в VK
Сила красоты в Facebook
Сила красоты в Твиттере
Сила красоты в Google+
Все права защищены © 2024 Домашний очаг
| XML | HTML
Любое копирование материалов с сайта sales-for-you.ru без ссылки на источник запрещено.